Гиждуван: Откройте традиции Узбекистана

По легенде, правитель как-то получил в дар китайскую вазу. Но как ни старался он ее сберечь, не обращался с ней бережно, однажды он все же ее разбил. И решил он позвать местных мастеров, чтоб те попробовали повторить изделие. Но секрет китайского фарфора в те годы не был еще доступен в этих землях, а по своим рецептам умельцы сделать такую же изящную вещь не могли. Но вызвался один мастер, родом из Гиждувана, и спустя время принес во дворец новую пиалу. Однако на вид она было совершенно заурядной и ничем не отличалась от другой глиняной посуды. Но тут он повернул свое творение другой стороной, и все увидели, что тут не одна, а семь тончайших пиал. Удивлению всех при дворце не было предела, такую красоту они и представить не могли. Видимо, те земли просто предназначены рождать искусных гончаров, и это передалось жителям через поколения и века. Сегодня мы с вами отправляемся за кувшинами и пиалами в город Гиждуван.

Немного истории

Первые упоминания о поселении в этом месте датируются, по разным данным, 8 или 10 веками нашей эры. Как и большинство других городов Центральной Азии, он был одним из пунктов на многочисленных караванных маршрутах тех земель. Постепенно поселок укреплялся и рос, превращаясь в небольшой городок Постоянный поток потенциальных покупателей способствовал развитию ремесел и промыслов, в том числе и гончарного мастерства. Именем своим, да и славой, этот город обязан очень известному ученому, религиозному деятелю, Абдулхалику Гиждувани, жившему в 12 веке. Мы еще посетим его могилу, которая сохранилась и служит местом поклонения многих последователей суфизма.

Сам город рос, а частые набеги способствовали росту стен вокруг него. Немаловажную роль в развитии и становлении фермерства и охоты, а позднее ремесленничества и сельского хозяйства в этом регионе сыграло географическое положение, которое привлекало на ночлег караваны Шелкового пути, которые впоследствии стали здесь покупать изделия местных мастеров.

Своего рода звездным часом этого места, равно как и многих других в Центральной Азии, можно считать правление династии Темуридов. Немалый вклад в архитектуру, образование и духовную жизнь внес внук великого императора Тамерлана, Улугбек. Под его правлением были возведены медресе, мечети и очень развилось ремесленничество и культура. Шли времена, звезда династии Тимура скатилась с небосклона, в 16 веке это уже был город-крепость время от времени меняющий подданство. После попадания под влияние короны Российской империи, город-гончарня стал очень важным экономическим и социальным центром. С приходом советской власти он продолжал свое развитие как поселок и в 1970 году официально стал городом, а с 1972 – районным центром в Бухарской области. Теперь настало время посетить самые интересные места этого города.

Медресе Улугбека

Не каждый небольшой городок отличается наличием такого исторического памятника, как медресе 14 века. Хоть она и небольшая – самая маленькая из тройки Улугбека, но это никак не повлияло на ее внешний вид – изобилие голубого цвета, характерные для той эпохи узоры на стенах, классическое расположение помещений. Внутри медресе находится внутренняя мечеть, все стены комплекса оформлены сплошной облицовкой глазированной плиткой. Во внутреннем дворе расположен фонтан для омовений, здесь же находится и могила самого Абдулхалика Гиждувани, к которой стекаются паломники, которые следуют идеям суфизма. Суфизм – это течение ислама, которое, возможно, возникло под влиянием зороастризма, и проповедовало, наряду с ценностями ислама, аскетизм и простоту существования.

Несмотря на небольшие размеры комплекса – он входит практически во все маршруты, так или иначе затрагивающие этот город. Особенно впечатляет туристов главный портал – величественный и статный, тоже полностью облицованный плиткой, выложенной узорами. Но не будем «засиживаться» — нас впереди ждет главный пункт.

Музей керамики и династия Нарзи

Как уже говорилось это родина невероятно талантливых гончаров. Их изделия – это не просто национальные предметы домашнего обихода, это произведения искусства, покорившие уже не одну выставку. Основал этот музей мастер керамики, основоположник гиждуванской школы керамики, Ибодулло Нарзуллаев. В музее собрано огромное количество образцов этого вида народного творчества, которым так славится народ Узбекистана. Родословная этого человека известна до времен Бухарского эмирата. Тогда в этой области была 41 мастерская, из них 5 были собственностью рода Нарзи (Нарзуллаевыми они стали, когда советская власть щедро прикрепляла всем фамилиям русские суффиксы). Семья пережила немало и интересных, и сложных моментов, например, Ибадулла потерял отца в совсем нежном возрасте, 5 лет, но его мать вскоре вышла замуж за другого человека, который раньше был членом семьи конкурентов, но с годами потерял свое дело и примирился с Нарзи. Возможно, именно этот необычный поворот судьбы и помог юному Ибадулле сохранить и возродить ремесло отца и отчима со всеми их секретами, объединив все в сплошное искусство, и, по сути, возродив большинство традиции керамики Узбекистана, несмотря на то, что жил в это время в Риге. Свою любовь к ремеслу и знания он передал своим одиннадцати детям, причем из двоих выросли выдающиеся мастера гончарного искусства, которые возрождали это искусство уже непосредственно в Узбекистане. Сейчас в мастерских (а они действуют до сих пор) трудится 6-е и подрастающее 7-е поколение.

В стенах музея можно встретить великое множество уникальных представителей этого прекрасного вида искусства. Здесь есть чаши-термосы: технология их изготовления позволяет получить в стенках полости, которые снижают интенсивность теплообмена и выполняют функцию изолятора, сохраняющего теплое – теплым, а холодное – холодным. Кроме того, в музее представлены «кричащие чаши». Это особые блюда, которые стоят на ножке, что-то сродни ваз для фруктов или сладостей. В изделии имеется полость с небольшим камешком внутри. Она издает звон, только когда пиала пуста. Примечательно, что большинство экспонатов можно использовать не только в декоративных целях, но и по назначению. Дело в том, что гиждуванская глазурь очень прочная и вполне переносит традиционный бытовой уход с мытьем и натиранием. Это объясняется применением своей, особой технологии изготовления глазури и красок, выполнения работ и запекания.

Кроме собственно гиждуванской керамики, в музее собраны представители всех школ и стилей Узбекистана, что дает возможность еще раз восхититься удивительной культурой этой страны, любовью народа к ней и трудолюбием узбеков-хранителей традиций. Напоследок вы можете заглянуть в саму мастерскую – там всегда открыты двери для любопытных туристов, но помните, мастера работают, и у них не так много времени, чтобы рассказывать каждому по много аз на день свою историю. Именно поэтому так важно выбрать такого туроператора, который предоставит вам грамотного и эрудированного гида, прекрасно знающего город и владеющего иностранными языками.

Поехали с нами!

К чему мы это? А к тому, что один из лучших туристических операторов Центральной Азии «Central Asia Journeys» приглашает Вас на экскурсию по Гиждувану и по всему Узбекистану, куда бы Вы ни захотели. К Вашим услугам – профессиональные гиды и экскурсоводы, которые в совершенстве знают историю и фольклор этого края, при необходимости могут поведать все на иностранном языке. Кроме этого мы можем помочь с оформлением виз, бронированием отелей, билетов на самолет и поезда. Если надо – обеспечить трансфер от аэропорта до отеля или по всему маршруту. С нами Вам будет удобно и комфортно, а главное – интересно и познавательно.