Термез - центр археологических раскопок, ему более 2500 лет.

Практически все путешественники, посещающие Узбекистан, изучают такие города, как Хива, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Бельдерсай, Нурата, Айдаркуль, Чимган, Чарвак, но очень мало людей едут в город Термез. Несмотря на то, что этот город находится далеко от проторенных дорог, он полон скрытых жемчужин и исторических раскопок, которые можно увидеть только в Термезе.

Термез - самый южный город Узбекистана всего в двух шагах от северного Афганистана.

Термез - один из великих городов Великого Шелкового пути, расположенный на пересечении межконтинентальных маршрутов, связывающих, с одной стороны, Самарканд и евразийские степи с Кабулом и Индийским субконтинентом, а с другой - Средиземное море и Ближний Восток с Кашгаром и Китаем. Город расположен на берегу Амударьи, бывшего Оксуса, который образует нынешнюю границу между Узбекистаном и Афганистаном. Он упоминается в греческих, латинских, арабских, персидских, армянских, индийских, среднеазиатских, тибетских, турецких, монгольских и китайских источниках. Древнее месторождение Термез простирается на более чем 70 гектаров и состоит из нескольких поселений, которые являются результатом продолжающейся оккупации от периода Ахеменидов/Селевкиды до периода ислама.

Термез первое рождение

Существует легенда, что первый раз город был основан царем Бактрии Зороастром еще в 5-6 веке до н.э., однако документальные источники указывают на то, что как город он начал развиваться во времена походов Александра Великого, то есть в 4-3 веке до н.э.

Изначально это место называлось Тарамата, что в дословном переводе обозначало «речная переправа». Это объясняется тем, что как раз именно в этом месте проходило место перехода через Амурдарью. Шли года, но все это время город оставался вполне обычным и заурядным. Многое изменилось, когда данная территория оказалась под правлением Кушанского царства. И уже в 1 веке н.э. начался расцвет Тараматы: теперь она называется Термита и служит довольно крупным центром религии и администрирования.

О религии хочется сказать отдельно, поскольку близость к Индии сделала это место своего рода порталом индуизма и буддизма вглубь материка. Здесь были представители всех этих религий и их течений, а также процветал зороастризм и многие другие, благодаря необычной в те времена толерантности правительства. Уже тогда и был заложен тот культурный и религиозный настрой, ставший благодатной почвой для появления великих проповедников, чтимых до сих пор своими последователями.

Жизнь текла своим чередом, сменялись правители и царства, что-то строилось, что-то разрушалось, пока не пришли арабы в начале 8 века. Уже спустя 200 лет Термиту не узнать – крупный город обрел свои восточные черты с явным налетом мусульманской культуры. Термез пережил много правителей, время от времени терпел набеги и разрушения, пока не пришли войска Чингисхана не уничтожили всех его жителей и не разрушили его полностью в начале 13 века. Так закончилась первая жизнь Термеза-Термиты.

Термез второе и третье рождение.

Вторая жизнь города-путника проходила в составе империи Тимуридов. Тамерлан сделал этот город одним из значимых узлов в своей империи, и он снова наполнился жизнью и даже стал называться «шумным городом». После заката правления этой удивительной плеяды правителей: Амир Темура и Улугбека, его внука, город оказался под властью Шейбанидов и снова ареной жестоких междоусобных войн. Стены и укрепления не выдержали постоянных сражений и город снова был разрушен. Так закончилась его вторая жизнь...

Третье его рождение состоялось на месте кишлака Паттакесар. Местоположение города делало его стратегически важной точкой в конце 19 века в виду границ с Британским Афганистаном и некоей напряженностью. Благодаря этому он был довольно укрепленным местом и сохранил это свойство и после перехода под власть Российской короны, а позже – СССР. При этом не утихало и развитие других сфер – строились новые учебные заведения, культурные центры, памятники архитектуры. Так и осел Термез на своем современном местоположении. Туристы всегда с восхищением смотрят на многие его достопримечательности. Последуем и мы их примеру.

Архитектурный ансамбль Хаким-ат-Термези.

Это усыпальница одного из самых известных и почитаемых мыслителей мусульманского мира, которого звали Абу-Абдаллах-Мухаммеда бини-Али бини-Хусейн ал-Хакими Термез. Это одна из немногих памяток архитектуры того времени, нетронутая войсками чингисхана. Местные жители говорят, что кровожадный завоеватель был пленен мраморным шедевром, и сказал, что такое не могли создать люди, а только боги и велел воинам не трогать святыню. Этот ансамбль включает в себя гробницу и мечеть, пристроенную к ней позже. Поражает всех посетителей ее сдержанность и в то же время небывалое величие. К сожалению, имя автора этого шедевра заметено песками времени. Но не будем задерживаться и пройдем дальше.

Мемориально-культовый комплекс Султан Саодат.

Это комплекс мавзолеев, чье название переводится, как «царь счастья». В этих гробницах покоятся останки членов царственной семьи династии Сейидов. Этот ансамбль возводился не сразу – мавзолеи пристраивались к нему по мере возникновения необходимости на протяжении 13-18 веков. Благодаря этому они образовали своего рода музей-летопись средневекового восточного зодчества. Каждая постройка несла на себе отпечаток своего времени. Здесь можно часами любоваться удивительной красотой и строгостью прекрасных сводов, стен, оформленных глазированной плиткой и чистотой и выверенностью линий.

Ханака Кырк-Кыз.

К сожалению, о былой красоте этого монастыря остается только догадываться. Предание гласит, то сорок прекрасных девушек просили Аллаха превратить их в камень, чтобы они не попали в руки к «неверным» и так и появилась эта ханака. На самом деле женщины того времени могли быть куда более сильными и стойкими. Они даже могли воевать в армии наряду с мужчинами и такие отряды были даже у Тамерлана. Войска укомплектовывались отрядами по сорок человек, возглавляемых наиболее опытными женщинами-воительницами. Они могли сражаться и выполнять функцию разведчиков. Когда воительница выходила замуж и посвящала себя семье, на ее место приходила новая.

Пространство этого места было строго распланировано, были отведены места для молитвы и служения, а также приема пищи и отдыха. Как и полагается месту, где заботятся о духовном, убранство стен было довольно скромным.

Буддийский храмовый комплекс Фаязтепа.

Как уже упоминалось выше, эти места были долгое время полирелигиозным местом, и тому служат подтверждением такие находки как этот храм. Он состоял из 19 зданий, в сенах которых были выдолблены глубокие ниши. Соединялись они между собой широкими перекрытиями. С 2006 года это место открыто для посещений и представляет собой удивительный музей по открытым небом. В этих местах было найдено немало интересного, а что именно, можно посмотреть в музее истории, куда мы рекомендуем зайти обязательно.

Джаркурганский минарет.

Это довольно древнее сооружение датируется 530 (1110 г.) сейчас он потерял часть высоты, но только не свою красоту. У его основания – прекрасные стрельчатые арки, сам он представляет собой цилиндр из шестнадцати полуколонн, объединившихся по кругу. К счастью, на одном из его ребер сохранилась надпись, указывающая на автора: «Али сын Мухаммеда из Серахса». Мечеть, которая была разрушена, не сохранилась, но и она, согласно преданиям, пленяла своей красотой и совершенством мастерства исполнителя.

Буддийский культовый центр Каратепа.

На узбекском это означает «черный холм». Согласно изученным документам и прочим данным, ученые пришли к выводу, что это все же был монастырь. Сейчас это тоже своего рода музей под открытым небом, позволяющий восхищаться мастерством и старанием людей. Площадь комплекса составляет около 7 гектаров. Это не много, однако если представить, что все возводилось вручную, сила веры и духовного рвения тех времен поражает.

Пора в путь.

Но никаких слов не хватит, чтобы описать ту атмосферу и витающий над этими просторами особый дух времени. Кроме того, нас еще ждут памятники новейшей истории, которые были оставлены уже после времен Царской России.

Вашим надежным проводником и интересным партнером по путешествиям в Узбекистане готов стать один из лучших туристических операторов Центральной Азии — Central Asia Journeys. Мы готовы предложить Вам весь спектр услуг и поддержку при подготовке к поездке. Если необходимо, Вас будет сопровождать гид, владеющий тем языком, который Вам максимально удобен.

Мы не просто проведем Вас по удивительным местам этого города-путешественника, мы окунемся с Вами в те времена, когда земли дрожали от топота копыт Чингисхана и Александра Македонского, когда в бой шли отряды удивительных и сильных женщин, когда с минаретов разносились призывы к молитве, а Тамерлан строил свою империю. С нами история оживает у Вас на глазах.