Forgot password?

Бухара

«Благородная,  священная, изысканная.  Бухара – город-музей, подлинная сокровищница истории. Неповторимая романтика ее узких улочек, теплая аура гостеприимства и доброжелательности, загадочный образ древнего востока. Недаром этот древний город был удостоен внимания UNESCO, и внесен в список всемирного наследия в 1993 году.

Современная Бухара разместилась на площади более 710 га, Однако почти до середины XX века город находился в пределах мощной крепостной стены построенной еще в XVI веке. Основная планировка города в зависимости от рельефа местности, сохранилась до наших дней. На территории города сохранилось более 170 памятников архитектуры. В основном исторические достопримечательности сосредоточены в историческом центре Бухары.

В городе, где сейчас проживает 241,3 тыс. человек сохранились не только отдельные мечети, медресе и мавзолеи, но и целые районы древней планировки. Здесь слышна узбекская, таджикская, русская речь, рука об руку здесь живут и трудятся представители более 80 национальностей. Город объявлен Государственным историко -архитектурным музеем-заповедником.

Говоря об архитектуре Бухары, мы не имеем права не упомянуть архитектуру раннего средневековья, которая формировалась благодаря интенсивному развитию торговли по Шелковому пути. В этот период расширялись культурно-дипломатические связи народов средней Азии, Китая, Индии, Ирана и Византии.

Согласно историческим летописям, в VI веке город носил название Нумичкат, в VII-VIII вв. китайские источники называют его Бухо (Пухо). В это время город состоял из пяти частей, каждая из которых была обнесена мощной стеной, а один из протоков реки Зарафшан, протекающий через город, служил крепостным рвом. По древнему караванному пути, через этот город, следовали не только купцы и дипломаты, путешественники и дервиши, но продвигались и захватчики. Много раз город разрушался и горел, но из руин снова и снова возрождалась жизнь.

По рассказу известного средневекового бухарского историка Наршахи, в конце VII века престол государства бухар-худатов достался по наследству несовершеннолетнему принцу Тугшада. Поэтому государством правила его мать, овдовевшая царица. Она мудро правила в течение целых пятнадцати лет. При ней развивались изобразительное искусство, скульптура, искусство резьбы по дереву. Об этом свидетельствуют археологические находки городища Варахша в Бухарском оазисе. Среди них встречаются геометрические фигуры, фруктовые деревья, растения, сцены охоты, фантастические существа, мужчины, женщины и всадники. Эта рельефная резьба на различные сюжеты, выполненная на высоком художественном уровне, украшала стены варахшанского дворца бухар-худатов. Возник дворец в V в. и просуществовал до IX в. н. э. В разные периоды развития государства, он подвергался весьма существенным перестройкам. Во время наивысшего расцвета здание представляло собой четко организованное сооружение. Но, к сожалению, сегодня – это практически заброшенное место, редко посещаемое жителями, возможно причина это удаленность от Бухары.

В отличие от последнего, Цитадель Арк- оплот последних эмиров сохранился хорошо и является излюбленным местом посещения туристов. Арк-цитадель (VIIв.) представляет собой холм, на котором монументальные сооружения цитадели города наслаиваются друг на друга на протяжении более 2000 лет. Крепость возвышается над площадью Регистан – символом величия, власти и неприступности. Возраст Арка не установлен, по меньшей мере, полторы тысячи лет назад эта крепость уже была местопребыванием правителя обширной и густонаселенной страны. В течение многих веков Арк оставался главной резиденцией эмира.

Что же представляет Арк сейчас? Это большое земляное возвышение. В плане он близок к неправильному многоугольнику, несколько вытянутому с запада на восток. Длина стен – 789,6 м. Площадь – 3,96 га. Высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20м. Подъезд к воротам Арка представляет собой пандус или постепенно поднимающуюся дорожку, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джами. Пандус с двух сторон огражден массивными каменными перилами, длина его около 20 м., на одной из стен висела большая кожаная плеть (символ власти эмира). От ворот начинается длинный темный коридор, вдоль которого расположены помещения для воды и несколько камер для заключенных.

Внутри цитадели расположен большой комплекс зданий. Восточная половина которого, в настоящее время является археологическим памятником. Сегодня здесь расположен историко-краеведческий музей. Напротив Арка расположился единственный сохранившийся на Регистане памятник – мечеть Болохауз. Мечеть имеет яркое оформление – расписной потолок айвана поддерживают многочисленные изящные колонны. Рядом с небольшим хаузом расположен миниатюрный минарет. Говорят, для свершения намазов по дорожке, устланной коврами, сюда спускался сам эмир.

Самым ярким памятником Бухары 10 века считается мавзолей Исмаила Самани. Мавзолей являет собой прекрасный образец  высокого развития строительной техники и архитектурного искусства. Главным достоинством мавзолея является узорная кладка из кирпича, создающая богатую светотеневую фактуру стен, придающую парящую легкость зданию. Мавзолей является фамильной усыпальницей основателя государства Саманидов Исмаила, где погребен сам правитель и его внук. Здание хорошо сохранилось и по праву считается одним из совершеннейших произведений мирового зодчества.

В X-XIII веках в архитектуре возникают новые формы, сказывается влияние ислама, к тому времени окончательно ставшего здесь доминирующей религией. Изменяются планировка и внешний вид здания. Яркими образцами того времени являются минарет Калян и мечеть Намазгох.

История минарета Калян начинается  в 1127 году с момента его постройки Караханидом Арсланханом. Построен  минарет целиком из жженого кирпича. Высота здания  46,5 м., а вся его фундаментальная часть уходит на глубину 10 м. диаметр у цоколя достигает 9 м. Минарет Калян соединен мостиком- переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек. Из ротонды минарета открывается великолепный вид на Бухару, на остатки ее крепостных стен. У подножия минарета Калян лежит монументальный архитектурный ансамбль – мечеть Калян и медресе Мир-Араб. Вместе с небольшой, лежащей между ними площадью, они составляют единый комплекс, именуемый Пой-Минор, т.е. «подножие минарета».

У бухарцев существует поверье, что самый высокий минарет их города достигает той же высоты, на которой стоит знаменитая столица Темура – Самарканд.

Также согласно преданиям,  на минарет не разрешали подниматься простым смертным, чтобы любопытные не заглядывали с него на женские половины дворов в городе.

Мечеть Калян (1514 г.) считается одной из древнейших и второй по величине после Биби-ханум (Самарканд) в Азии. Она была построена на месте мечети XII века. Главный вход – Восточный, украшен большим порталом, оформленный мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на михрабную нишу, обращенную в сторону Мекки. По бокам ее возвышаются два голубых купола. Главной достопримечательностью мечети являются 288 куполов, принадлежащих галереям в прямоугольном дворе. Основанием для куполов служат 208 столбов. Здание занимает площадь в 1 га. Мечеть вмещала в себя 10 000 молящихся.

Другое здание, располагающееся напротив мечети Калян – медресе Мири-Араб (нач.XVIв.) В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье – гробница Мири-Араба, влиятельного шейха Абдуллы Йеменского, прозванного Мири-араб (князь арабов). В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.

Но наиболее необычным и уникальным в своем роде является мавзолей Чашма Аюб (XIV в.). Его необычность заключается в конусовидном куполе, в купольных перекрытиях, которые передают особую интимность небольшим затемненным помещениям. Весь вид мавзолея отвечал настроениям отрешенной созерцательности: «Мусульмане не умирают, но лишь переходят из одних дверей в другие».

Внутри сооружения имеется источник воды (колодец), вам обязательно поведают легенду о появлении этого колодца там, где библейский пророк Иова (Аюб) ударил посохом.

Ныне в этом помещении располагается музей воды и передвижная выставка ковров.

Из архитектурных памятников 15 в. наибольший интерес представляют медресе Улугбека и мечеть Баланд. Сложная ситуация, сложившаяся в государстве Тимуридов после смерти великого Тамерлана, привела к тому, что, не прекращающиеся ссоры и распри между его потомками, не давали возможность правителям заниматься благоустройством городов и строительством мемориальных сооружений. Поэтому, единственной постройкой, оставшейся в Бухаре, связанной с  памятью о великом астрономе Мирза Улугбеке и является одноименное медресе.

Создателями медресе являлись лучшие зодчие того времени Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани. На его дверях было вырезано: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Ценность этого изречения заключается в том, что стремление к знанию провозглашалось обязанностью не только мужчин, но и женщин. Улугбек более всего хотел подчеркнуть это обстоятельство и его взгляды на женщину отражали самые передовые воззрения тогдашнего общества. Но замечательнее всего было то, что эти слова он осмелился начертать в Бухаре, которая в то время была оплотом и центром ислама.  Надпись над дверьми гласила: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословления». Медресе было предназначено как для молитвы, так и для обучения. Здесь же, в двух этажных кельях, жили учащиеся. Стены и арки украшены весьма скромно, но изразцы поблескивают именно там, где ожидаешь их увидеть. Медресе украшено орнаментом астрального характера, в чем, несомненно, сказалось мировоззрение Улугбека, как астронома. Тихая монастырская жизнь протекала в молениях – в мечети, лекциях – в дарсхане, беседах – в тенистых галереях. По образу этого медресе стали строить медресе по всей Средней Азии.

Мечеть Баланд в переводе означает «высокая», своим названием обязана положению на высоком каменном основании. Это типичный образец квартальных гузарных мечетей. Если бы не одна особенность. Деревянный потолок мечети был сложной столярной работы, со сталактитовым углублением посредине звездчатой фигуры. Шестигранные плитки панелей – с фундаментальной росписью золотом. В мечети Баланд средства живописного убранства стен  разработаны с исключительным блеском. В регионе считалось, что эта мечеть достойна подражания.

И еще один исторический памятник, достойный нашего внимания, это мечеть XII в. Намазгох (праздничная, загородная).

В XII в. у ворот Ибрагим на месте бывшего сада было место для проведения ежегодных намазов. Они проводились по крупным мусульманским праздникам, как правило, с выездом за город. Помимо общих молений проводился обряд жертвоприношения, готовились жертвенные блюда, которые раздавались всем верующим, независимо от возраста и социального положения. Здесь же проводились увеселительные мероприятия (игры, соревнования борцов, острословов и т.д.). Этот памятник свидетельствует о том, что в этот период  в Мавераннахре существовала самобытная и высокоразвитая  культура.

Мы остановились на самых старинных архитектурных памятниках Бухары, которые за давностью времени представляют наибольший исторический интерес. Некоторые из них были реставрированы, другие только находятся в процессе реставрации, а есть такие, как, например, Варахшанский дворец, которые, надеемся, будут реставрированы и по возможности, хотя бы частично восстановлены.

Однако, этот период, кроме монументальных зданий, масштабно строились каналы, мосты акведуки водохранилища. Интересно, что при строительстве использовались достижения науки той эпохи.

Таким образом, архитектура раннего средневековья и использованные в ней архитектурные украшения отражали эстетические воззрения и строительные идеи зодчих той эпохи.

Дополнительный импульс для развития Бухара получила в период независимости. Были модернизированы объекты городской инфраструктуры. Построены новые дороги  парки, музеи. Остановиться можно как в современной гостинице индустриального масштаба, так и в уютной мини гостинице частного сектора. В любом случае сервис будет соответствовать самым высоким международным стандартам в туристической области.

Посетить Бухару можно в любое время года, но надо иметь ввиду,  что летом здесь довольно знойно, температура может подниматься до 45 градусов.

Добраться сюда также просто, как и до любого современного города мира. В городе функционирует аэропорт. Совершаются регулярные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и других городов. Налажено автомобильное и железнодорожное сообщение.

Яндекс.Метрика