Forgot password?

Байсун

В двух часах езды от областного центра – г.Термез, в сторону гор Байсунтога, в отрогах Гиссарского хребта находится небольшой горный край Байсун. Очарование местной природы,  дух гор, неподражаемый ореол таинственности и загадочности сделали его таким притягательным для всех, кому посчастливилось  посетить эти замечательные места.  Бойсун – один из немногих заповедных уголков нашей планеты, сумевших сохранить в первозданном виде самобытную культуру древнего народа.

Здесь вы попадаете в совершенно иной мир, где многовековой уклад жизни остается неизмененным в течение жизни десятков поколений. Люди, живущие здесь, бережно хранят и передают из поколения в поколение культуру домоустройства, свято почитают обычаи и традиции своих предков, поют старинные песни, мастерски владеют ремеслами, которые стали наследием нашей страны.

Быт байсунцев заслуживает пристального интереса и внимания  этнографов и ученых, самое главное достоинство этого народа заключается в проведении праздников и обрядов, которые своими корнями уходят в далекое прошлое. Основаны они на духовных традициях впитавших в себя влияние древних религий, которые в определенные исторические периоды являлись государственными религиями  на этой территории.

Дома, стены, внутреннее убранство жилищ здешнего народа украшены яркими, самоткаными вышивками – сюзане, полы устланы коврами, одежда и обувь украшены замысловатой вышивкой ручной работы. На столах красуется расписанная вручную керамическая посуда.

Фольклорные традиции заслуживают особого внимания, обрядовые песни и танцы, устное творчество сказителей – акынов, хранителей легенд и преданий, живут здесь своей естественной жизнью, они отличаются особой уникальностью, присущей только этой местности.

В 2001 году ЮНЕСКО включил Байсунский регион в число 19 культурных пространств, носящих титул «Шедевр устного и нематериального наследия человечества», так как уникальность сурхандарьинского оазиса была признана мировым научным сообществом.

Богат этот край и своими историческими памятниками, истоки которых уходят своими корнями в самую глубину истории вплоть до   каменного  века. Знаменитая на весь мир пещера Тешик-Таш в горах Байсун-тау датируется временем среднего палеолита (300 000 до 30 000 лет назад) или эпохи мустье, как его еще называют ученые.  Раскопками обнаружено пять культурных слоев, между которыми залегают прослойки глины и ила. По-видимому, в период усиленного таяния ледников, вода высоко поднималась в ущелье  и неоднократно заливала расположенную на значительной высоте пещеру Тешик-Таш. Водные потоки каждый раз заставляли  человека покидать пещеру. Проводившиеся исследования в 1931-1948 гг. в горных районах Сурхандарьинской области, показали, что особо ценным научным результатом является открытие в пещере Тешик-Таш остатков существования человека низшей степени дикости и скелета человека того времени – типичного представителя ископаемого вида человека – неандертальца. Долгое время считалось, что останки принадлежат мальчику, но более поздние исследования открыли новые факты – на самом деле скелет принадлежит девочке 8-10 лет. Найденные рядом кости животных говорят о том, что это было не просто погребение, а настоящий похоронный ритуал. По восстановленному русским антропологом М. А. Герасимовым облику ребенка, состоящему из 140 черепных кусочков костей, был создан скульптурный портрет, который хранится в Термезском музее.

В  Сурханском заповеднике, неподалеку от Байсуна, найдены наскальные рисунки, принадлежащие к периодам мезолита и неолита. Окаменелые следы динозавров, населявших эту местность несколько сотен миллионов лет назад.

А удивительная пещера, хранящая множество тайн, является местом, куда стекаются туристы и исследователи  из разных стран.

Недалеко от грота Тешик-Таш расположена еще одна пещера, имеющая непосредственное отношение к завоевательным походам Амира Темура. К сожалению раскопки здесь не производились в силу природных особенностей – осыпей, мешающих ученым подобраться к памятнику. По преданиям, в гроте находится сабля великого полководца.

Существует легенда о том, как великий полководец останавливался в этой пещере, которая в разные периоды его походов была ему местом отдыха и пристанищем.

Здесь, в пещере, он обучал свое войско военному искусству и строгой дисциплине. Путь к ней был труден – через горный перевал по бездорожью. Но в наше время сюда уже проложена туристская тропа. При желании пещеру можно увидеть. Она привлекает любителей странствий и походов своей необычностью и связанными с ней преданиями. В самой пещере все осталось неизменным, со времен Тамерлана. Остались ступеньки, по которым человек взбирался к пещере, тот же неизменный вход в нее. В годы революции в подземелье скрывались отряды местных грабителей. Только после установления Советской власти эту пещеру посещали немногочисленные туристы.

Пещера находится в заброшенном состоянии, ее по-настоящему  не изучала ни одна экспедиция. Остались только записки Мирзы Салимбека, назначенного в 1910 году эмиром Бухары Абдуллаханом, правителем Шахрисабза.

Салимбек писал, что в пещеру вела лестница из камня, внутри находились конюшня, престол и несколько широких суф из обточенных камней. Внутри, стены сплошь были покрыты рельефными изображениями. Однако время не пощадило эти изображения, оставив нам лишь смутные очертания.

Вот как описывает Салимбек  внутреннее убранство пещеры: «В обеих стенах были вырублены большие и малые ниши, большая часть из них была с каменными решетками. В разных местах  стояли выточенные из камня светильники. Кое-где лежали выточенные из камня ручные мельницы» Через двести шагов  открывалось  просторное место с проходами, похожими на купола ювелирных мастерских в Бухаре. В центре стоял большой стол из белого мрамора с яхонтовым оттенком.

Известный ученый,  писатель и художник Евгений Березиков продолжил путешествие в глубь пещеры и так описывает его: «После этой огромной залы путь  сужался в ширину до 2-3метров, затем через 20-40 шагов снова расширялся, переходя в небольшой зал, затем опять узкий коридор и снова небольшой зал». Но, дойдя до углубления с водой, ученому пришлось повернуть обратно, так как там было очень холодно и сыро и все навевало страх.

Думается, разгадка тайны пещеры нас еще ждет в будущем. Эту тайну она может раскрыть любому, кто отважиться прийти сюда, пройти по подземным лабиринтам, заглянуть в самые потаенные закоулки  истории.

Здесь, по горам Байсун-тау, проходила Памиро-Алтайская ветвь Великого Шелкового Пути, по нему караваны шли в г.Термез, переправлялись через Амударью и по ее правому притоку Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Ущелье Зараутсай, расположенно как раз по пути следования торговых караванов. В этом ущелье есть пещера Зараут-камар, куда спрятал свои сокровища Марко Поло, знаменитый путешественник. Ему пришлось скрываться здесь от напавших на него разбойников.

Археологи пытались найти клад, но обнаружили в гроте лишь древние петроглифы, сильно отличающиеся по времени их исполнения. Здесь были  рисунки и времен среднего палеолита, и эпохи бронзы.

Также в Байсунском районе есть знаменитый святой источник – Омонхона. Здесь почти всегда многолюдно – люди часто совершают сюда паломничество, чтобы испить целебной воды или принять лечебную ванну. Минеральная вода источника способна помочь при болезнях почек и печени.

Если вас заинтересовал этот богатый заповедный край, если вы любите старину и неповторимый национальный колорит узбекского народа, окутанный тайнами и легендами о его историческом прошлом, если хотите стать участником народных праздников и обрядов, добро пожаловать! Тем более, что добраться в этот край обетованный не так уж и сложно.

Яндекс.Метрика