caj.uzcaj.uz
Forgot password?

Одежда

Своеобразие одежды местных народов Узбекистана издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями.

Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.

Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д.

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т. д.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи).

Тюбетейки различаются по регионам формой, орнаментом, знаками художественной символики. На создание определенного типа тюбетеек в том или ином регионе влияли не только природные условия, но и исторически сложившиеся в нем художественные традиции и общий уровень развития художества и культуры. Например, если в Сурхандарье и Кашкадарье (особенно в Байсуне) круглые, конусообразные формы тюбетейки вышивались ярко контрастными шелковыми нитками, то в Бухаре они большей частью украшались золотым шитьем. Наиболее ранние по своему происхождению тюбетейки изготовлены в городах Ферганской долины: Чусте, Маргилане, Коканде и Андижане. Особенно отличались Шахрисябзкие «Гилам дуппи» сплошным зашивом в технике «Ироки». В Ташкенте большинство тюбетеек для женщин вышивалось в технике сплошного зашива крестом «Ироки», где преобладали цветочные мотивы на белом вышитом фоне. К названиям этих тюбетеек добавляется имя города, где они созданы: «Чуст дуппи», «Кукон дуппи», «Шахрихон дуппи», «Маргилан дуппи», «Гилам (Шахрисябз) дуппи» и т.д. Локальные особенности иногда были выражены на столько сильно, что именно по головному убору определяли принадлежность человека к той или иной местности.

Яндекс.Метрика